Полезная информация

Кто из нас за дьявола, а кто за Бога?
Вместе со священником Александром Сатомским разбираем самые фундаментальные понятия этого мира.
23.4.2024
Вековой мотив. Поэзия Ирины Ушаковой
Мне казалось, что ее словно бы прислали нам в заступничество и, как говаривали в старину, — в увещевание. Целебное, сердечно-необходимое. Перечитывая сейчас одно за другим заглавия журналистских текстов Ирины Ушаковой на православном сайте, я сразу соприкасаюсь с неустанной душою той, которая пишет эти статьи, обзоры и репортажи, с ее болямии надеждами. Многое — родом из детства. А родовые...
23.4.2024
Говорят, что в Великий пост дьявол особо искушает верующих. Так ли это?
Каждый, кто постится «по-настоящему», сталкивался в этот период с особыми духовными вызовами и трудностями. На то есть две причины.
22.4.2024
Что делать после Евхаристии?
Как Причастие изменяет нас? Почему Причастие — это Евхаристия? Как «хранить» себя после Причастия?
22.4.2024
«Посреди буддийского монастыря я взмолился Христу»: невероятные приключения шведа в поисках Истины
Однажды ночью я зашел за фруктами в небольшой продуктовый магазин, и вдруг женщина, стоявшая за прилавком, с досадой воскликнула: «Здесь тебе не место!» И я понял: пора отсюда уезжать.
22.4.2024

 

Правила поведения в храме

Входить в святой храм подобает с особым благоговением, с великим смирением и кротостью, чтобы и выйти из него как евангельский мытарь, — оправданным.
Войдя в храм, следует сотворить три поясных, а в пост три земных поклона, с молитвой: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя», поклонится направо и налево пришедшим ранее богомольцам.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Приходить на Божественную литургию или на Всенощное бдение следует заранее, что бы успеть поставить свечи, приложится к иконам, заказать требы. В случае опоздание не следует мешать молитве других людей, прося передать свечи, лучше дождаться окончания Богослужения, и тогда возжечь свечи самому. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), следует остановится в притворе или у входных дверей в храме до окончания этих важнейших частей службы. Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем.

Не следует забывать и о внешнем виде. В храм следует приходить как на большое торжество – в чистой, опрятной одежде. Женщине в женской одежде – платье или юбке, и обязательно с покрытой головой. Мужчина снимает головной убор перед входом в храм. Так же женщинам подобает быть без макияжа, с не накрашенными губами, и в обуви без каблуков, чтобы, во-первых, не «цокать» по кафельному полу храма, нарушая тишину, и, во-вторых, чтобы легко выстоять двухчасовое Богослужение.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, по словам святителя Филарета Московского: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой. Нехорошо поворачиваться спиной к алтарю – особо священному месту храма, даже во время каждения храма дьяконом или священником.
В храме следует молиться как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от сердца; внимательно следить за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Не следует про себя говорить других молитв, или читать их по книгам отдельно от церковного чтения и пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания.

Не следует впадать в искушение и обращать внимание на стоящих рядом богомольцев, тем более укорять других или поучать. Во время службы все мысли и чувства должны быть о Боге и для Бога. Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.
Подходить к Чаше во время причащения полагается сначала монахам и инокам, затем младенцам, потом мужчинам, и женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на помазании освещенным елеем. Следует так же помнить, что земной поклон не кладется в воскресный день даже перед Чашей, а после причащения Святых Христовых Таин, по окончании литургии, следует прикладываться только ко Кресту, не целуя руку священнослужителя.

Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:
1.     В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
2.     В начале пения или чтения «Верую».
3.     На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
4.     В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:
1.    При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2.    При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3.    При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4.    При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
5.    При словах «Честнейшую Херувим…».
6.    При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7.    Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8.    Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
9.    При окончании пения или чтения каждой стихиры.
10.  На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:
1.     В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
2.     В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
3.     На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
4.     По окончании пения «Тебе поем…».
5.     После «Достойно есть…» или задостойника.
6.     При возгласе «Святая святым».
7.     При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
8.     При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
9.     В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
10.   В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
11.   В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:
1.     При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
2.     При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:
1.     В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

 

Просмотров (596)